К списку полезных статей

Как создать SMM-стратегию?

SMM-стратегия – продуманный план работы в социальных сетях. Стратегия упорядочивает работу с информационными каналами, подачей информации и бюджетами. Вносит системность и позволяет оценивать результат.

Порядок разработки SMM-стратегии

Обычно стратегия оформляется в формате .pdf или в виде презентации. Каждый раздел находится на отдельном слайде.

Создание SMM-стратегии состоит из 6 разделов.


Шаг 1

Определить цели и задачи


Постановка целей и задач. Обычно основная цель – получить больше новых клиентов, но по мере дальнейшей деятельности могут возникать и другие, не менее важные цели. Примеры – увеличение доли рынка или переход на новые рынки, ослабление позиций конкурентов, формирование положительного имиджа компании, удовлетворение потребностей клиентов, повышение прибыли и т. д.

Преимущество четкой цели в том, что она позволит вам понять, в верном ли вы направлении двигаетесь и стоит ли останавливаться. Конкретная цель сплотит команду, поможет ей говорить на одном языке, упростит и ускорит расстановку приоритетов в внушительном списке задач. Если единой цели и плана действий нет, то сотрудники не поймут, как развивать проект и что делать дальше: отсутствие сплоченности и слаженной работы приводит ко многим неприятным последствиям.

Каждая цель должна соответствовать критериям модели SMART, то есть быть:


Конкретной
Если необходимо повысить активность в соцсети, укажите конкретные параметры, которые вам нужно улучшить: количество комментариев, репостов, лайков, частота публикаций
Измеримой
Вместо «Хорошо вести группу в ВКонтакте» лучше сформулировать цель наподобие «Добиться 1000 новых подписчиков»
Достижимой
Ресурсов должно быть достаточно для достижения поставленной цели. Например, если вы не разбираетесь в настройках таргетированной рекламы, то лучше поручить ее специалисту
Значимой
Каждая выполненная задача должна развивать компанию и улучшать ее показатели. Напишите, как именно продвинутый аккаунт в соцсетях поможет увеличить количество продаж
С ограниченным сроком
Ставьте конкретные и при этом реалистичные даты – например, «Добиться 1000 новых подписчиков за месяц»

Грамотная формулировка целей и задач поможет обрести ясное понимание того, какой должна быть SMM-стратегия. Вы поймете, какие инструменты под какую задачу подходят. Например, группы в соцсетях повысят узнаваемость бренда, а органическая реклама привлечет дополнительный трафик.

Шаг 2

Досконально изучить целевую аудиторию


Проанализируйте все, что вам известно о потенциальных потребителях. Это поможет вам в процессе запуска рекламной кампании или во время публикации продающего поста наглядно видеть конкретных людей, которые заметят рекламу.

При описании портрета потребителя будьте конкретными. Например, не «домохозяйка 30 лет», а «женщина 25-30 лет, которая находится в декрете, живет в Москве и планирует освоить новую профессию для удаленной работы». Укажите черты характера, преимущества и недостатки для потенциального клиента (то есть то, что привлекает и что отталкивает его от вас), критерии, которыми он руководствуется при принятии решения о покупке, а также причину его будущего обращения к вам. Заранее продумайте вопросы, которые могут возникнуть у человека, и то, что вы готовы ему предложить в социальных сетях.

Составлять портрет клиента удобнее всего с помощью интеллект-карт или в форме таблиц.

Результат – портрет конкретного человека, у которого есть определенные требования, предпочтения и ожидания. Держа его перед глазами, вы напишете конкретный, адресный и высокоэффективный пост, словно обращаясь к одному-единственному пользователю. Люди обязательно прочувствуют такой подход и отреагируют на него соответствующим образом.

Если анализ показал, что все соцсети имеют приблизительную равную активность, то можно начать сразу с нескольких площадок. Преимущество в том, что у всех площадок приблизительно равный подход: вы увидите разницу только во время оформления контента.

Шаг 3

Выбрать оптимальные соцсети


Необязательно пытаться охватить все соцсети, так как на некоторых площадках целевой аудитории недостаточно или она малоактивна.

Для выбора подходящей соцсети рекомендуем руководствоваться такими параметрами:


Проанализируйте исследования сторонних агентств, которые специализируются на подробном изучении аудитории различных сайтов. Найдите опубликованные в интернете исследования и сопоставьте полученные показатели с вашей ЦА.
Проведите парсинг соцсетей, собрав данные о подписчиках, публикациях и статистике конкурентов. Если показатели одной соцсети существенно отличаются от показателей другой площадки, то выбор сильно упрощается.
Опросите своих клиентов. Лично, по почте или телефону. Работайте с наиболее популярными у клиентов социальными сетями.

Работа с портретом целевой аудитории позволяет настроить таргетинг максимально точно. Вам не придется тратить средства на общую аудиторию, не заинтересованную в предложении.

Шаг 4

Написать контент-план


Составив портрет целевого потребителя, вы узнаете, чем заинтересовывать свою аудиторию. Следующий шаг – написать контент-план. Строгих рамок при оформлении таблиц не существует. Нужно только указать тип контента, тему и дату публикаций. Если заниматься публикацией материалов будете не вы, укажите ответственного за это сотрудника.

Иногда указывать жесткий тайминг не нужно: контент-план может быть универсальным – достаточно указать дни недели.

Не останавливайтесь на «мысленных» контент-планах, записывайте все планы, требования.

При написании контент-плана указывайте тип контента:


Развлекательный
юмор, мемы, забавные картинки
Информационный
обзоры, инструкции, новостные публикации
Коммерческий
продающее описание товаров и услуг
Пользовательский
отзывы и комментарии подписчиков, их обсуждения, предлагаемые для публикации материалы

Продающей доли в статье должно быть не больше 5-10%, в противном случае реклама покажется для пользователей слишком навязчивой, и они отпишутся..

Методы генерации тем для постов:


Мозговой штурм
Оптимален, если вы работаете не в одиночку, а в команде: соберите всех сотрудников и предложите им подумать, какие идеи способны заинтересовать пользователей
Анализ контента конкурентов
Напрямую копировать чужие материалы нельзя, однако создавать что-то новое на основе уже имеющегося – вполне нормальная практика
Анализ поисковых запросов
Укажите в Яндекс.Вордстат название своей услуги или продукта, после чего сервис бесплатно вам покажет, чем интересуется целевая аудитория
Описание преимуществ
Составьте список своих преимуществ и рядом с каждым из них напишите, какой формат оптимален для их подробного описания. Например, если у вас есть большой ассортимент товаров, то можно составить подборку фотографий с ними. Если вы продаете технику и электронику – подходят видеообзоры и инструкции по использованию
Анализ аудитории
Проведите сбор целевой аудитории в соцсетях и узнайте, на какие группы и паблики подписаны пользователи, какие материалы они предпочитают репостить, какие комментарии оставляют в обсуждениях. Сервисы для парсинга упростят и ускорят сбор информации, но при желании можно получить все необходимые данные самостоятельно
Мониторинг новостей
Mediametrics и другие сервисы для отслеживания новостей также способны выступать источниками вдохновения. Но в таком случае вам нужно реагировать на горячие новости быстро

Шаг 5

Определиться с каналами анонсирования материалов


Не всегда даже экспертный материал способен ощутимо увеличить количество подписчиков. Уделить внимание продвижению и охвату страниц:


Отслеживать статистику публикаций
Если пост оказался удачным, усильте полученный эффект официальной рекламой для дополнительного охвата
Договориться о платном гостевом посте с владельцем раскрученного сообщества
Тематика сообщества была интересна для пользователей. Найти владельцев подходящих ресурсов можно самостоятельно или через специальные биржи наподобие SocialTrade
Проводить конкурсы
Для того чтобы получить подарок (бесплатный товар, 50% скидку), укажите для участников конкурса условия – сделать репост публикации, отметить своих друзей и знакомых, подписаться. Важно предложить подарок, который действительно заинтересует людей
Настроить массфолловинг (масслайкинг)
Выбрать сервис, который от вашего имени будет ставить лайки на публикации, подписываться на аккаунты. Их владельцы будут заходить на страницу и подписываться уже на вас, что улучшит статистику аккаунта

Шаг 6

Рассчитать KPI


Отслеживайте текущие результаты, чтобы вовремя вносить изменения в SMM стратегию. Благодаря анализу совершаемых действий вы сможете быстро избавляться от способов, которые не приносят нужного результата, перераспределяя освободившиеся ресурсы на работающие техники.

Грамотная аналитика поможет понять, какие материалы заинтересовывают аудиторию, а на какие посты пользователи не обращают внимания, какие каналы анонсирования эффективны, а какие – не окупаются. Необходимость этого этапа состоит в том, что если в начале основой для SMM-стратегии выступали предположения, то сейчас – показатели эффективности KPI.

К этому моменту у вас должно быть несколько показателей в совокупности помогающих достичь поставленной цели:


Общие показатели
подписчики, охват (усредненное количество людей, которые видят пост), степень вовлеченности (лайки, репосты, комментарии)
Обратная связь
количество репостов, степень лояльности (количество положительных отзывов среди всего количества откликов), а также объем пользовательского контента
Бизнес-показатели
количество переходов на сайт, конверсия, стоимость привлечения клиента

Также необходимо сравнить SMM с другими каналами продаж. Заведите специальный номер телефона для соцсетей, отслеживая показатели в системах аналитики. Также можно воспользоваться отдельными сервисами по аналитике наподобие Livedune.

Заключение

Практика показывает, что часто люди начинают продвигать в соцсетях свои проекты без стратегии. Она же доказывает эффективность продуманной стратегии, если та разработана до начала продвижения, а не в процессе него.

SMM-стратегия ответит на важные вопросы: каких результатов вы планируете добиться с помощью соцсетей, кто ваша целевая аудитория и чем она интересуется, какие инструменты продвижения для вас работают лучше всего. Стратегия экономит время и деньги на хаотичных маркетинговых работах и тестах.